С лёгкой руки индийских трактатов по йоге и медитации большое число авторов говорит о волнах, протекающих сквозь ум. Эти волны проявляются в виде потока образов и мыслей, пёстрым калейдоскопом сменяющихся в сознании человека. Волны мыслей бывают бурными и крупными, напоминающими шторм в несколько баллов, а бывают мелкими барашками, создающими на поверхности постоянную рябь. Размер мыслеволн зависит от силы и упорядоченности мыслей и насыщенности чувств, изнутри активизирующих мысли и влияют на поток сознания и желания человека. Не зря теософия определяет ум как кама-манас (буквально «ум желаний»). Восточная традиция говорит о читте, тончайшей ментальной материи, обычное состояние которой в сознании человека — это колебание и волнение.Волновая природа сознания проявляется не только на его самом верхнем мыслительном уровне, включающем в себя перепады чувств, настроений и желаний, но и на низшем уровне психики, связанном с различными сложными ритмами электрической активности головного мозга. Современная наука выделяет четыре основных ритма мозга:
бета-ритм (14-30 герц), регистрируемый в состоянии бодрствования, когда приходится много и активно думать, а внимание направлено вовне (ему соответствует уровень обыденного сознания, в котором преобладает чувственное восприятие внешнего мира);
альфа-ритм (9-14 герц), возникающий в состоянии бодрствования во время отдыха, релаксации или неглубокой медитации с закрытыми глазами (ему в своей высшей стадии соответствует уровень сверхсознания, соответствующий уровню просветления и свободы);
тета-ритм (4-7 герц), рождающийся во время неглубокого сна или же глубокой медитации (ему соответствует уровень проникновения в подсознание, при котором происходит освобождение от подавленных эмоций и психических блоков);
дельта-ритм (0,3-4 герц), характерный для стадии глубокого сна без сновидений (ему соответствует уровень бессознательного, предполагающий слияние человека с природой).
Обратим внимание, что эти открытые современной наукой четыре основных ритма, соответствующие четырём основным состояниям сознания человека, были описаны ещё в незапамятной древности в древнеиндийских философских текстах, в частности, в Упанишадах, где назывались дневное бодрствование или говоря сегодняшним языком бета-состояние, сон со сновидениями (альфа-состояние), сон без сновидений (дельта-состояние) и глубокая медитация, приводящая к состоянию освобождения (тета-состояние).
В обычном состоянии бодрствования, когда преобладает бета-ритм, работа различных участков мозга координируется довольно слабо. Когда человеку нужно заниматься чисто интеллектуальными расчётами, у него активно работает левое полушарие, а правое включено в работу крайне незначительно. Но когда требуется решить какую-либо новую задачу и чисто логических инструментов для её решения не хватает, то тогда включается интуиция и правое полушарие, а левое отступает на второй план. Несинхронно работают также затылочные и лобные части мозга, поверхностные и глубинные его участки. Это выражается в резком преобладании какого-то одного ритма мозговой активности в тех участках мозга, которые в данный момент являются ведущими, и одновременном угнетении других ритмов. Такое преобладание происходит практически во всех видах деятельности человека, во время которых он отождествляется с объектами, заставляющими его фокусировать внимание на себе. Занимается ли человек активной работой чисто внешнего характера или же копается в себе, перебирая варианты обдумываемых решений, у него преобладает какой-то один ритм на доминирующем в данный момент участке мозга. Учёный Дитрих Эберт, изучающий природу медитации, сравнивает такое состояние мозга с «трескотнёй пишущей машинки или компьютера».
Единственный вид деятельности, который останавливает эту ментальную трескотню и помогает преодолеть рассогласованную работу полушарий, различных частей и участков мозга, является медитация. Учёные (Лайвин, Банкуэт, Китт Уоллс) открыли явление когерентности (согласованности), присущее медитативному состоянию и означающее согласование различных ритмов головного мозга. Все ритмы начинают как бы подстраиваться друг под друга. В первую очередь согласованно начинают работать альфа и тета волны. Они приводят в состояние гармоничного баланса правое полушарие, отвечающее за эмоциональную сферу, работу интуиции, подсознание и левое полушарие, связанное с работой интуитивно-образных и подсознательных структур. Происходит интеграция работы затылочной и лобной частей мозга, а также его поверхностных и глубинных участков. Чем дольше и серьёзнее человек занимается медитацией, тем полнее становится когерентность тех участков и структур мозга, которые раньше работали в совершенно различных диапазонах. Различные исследователи и авторы (Банкуэт, Готвалод, Уоллс, Эберт) отмечают, что у медитирующих людей с большим опытом эффект когерентности всё чаще сохраняется и при повседневной деятельности.
При этом можно выделить и ведущий ритм, который в процессе медитации оказывает возрастающее влияние на другие ритмы головного мозга. Это альфа-ритм, отвечающий за состояние бодрствования и представляющий собой периодическую пульсацию электрических потенциалов. Исследования показывают, что периодичность задаётся из таламуса, в котором находится генератор альфа-ритма, в свою очередь подверженный влиянию ретикулярной формации — особого образования среднего мозга, отвечающего за регуляцию процессов сна и бодрствования. Интересно, что в Агни Йоге ученику, синтезирующему древнейшие знания Востока с достижениями современной науки Запада, рекомендуется обратить внимание на исследование функций и значение среднего мозга, развитие которого помогает развитию йогизма. Большинство исследователей, наблюдавших электрическую активность мозга у йогов, находящихся в глубокой медитации и даже в состоянии самадхи, свидетельствуют, что у тех происходило повышение амплитуды альфа-ритма при незначительном уменьшении его частоты. Изучение мозговой активности во время медитации мастеров дзен также подтверждает эту закономерность преобладания альфа-ритма, в который иногда вкраплялась дельта-амплитуда.
Важно подчеркнуть, что после медитации альфа-ритм сохранялся и при открытых глазах. Исследователь Дитрих Эберт пишет, что учёные Касамматсу и Хираи «отличают состояния сознания, возникающие при практике дза-дзен от состояния сна, когда наблюдается исключительно дельта- и бета-активность, на основании наличия при дза-дзен стабильного альфа-ритма». Учёный делает утверждение, что «при (всех формах!) медитации речь идёт о некотором состоянии бодрствования, можно считать общепринятым и доказанным для всех форм медитации». Другие учёные устанавливают корреляцию альфа-ритма с такими психическими явлениями как творчество и вспышки интуиции. Понижение частот в диапазоне дельта- и бета-волн в чистом виде приводит к помутнению сознания. Это выражается либо в состоянии болезней (нарколепсия, опухолевые образования мозга, травмы, воспаления), что характерно для дельта-ритма, либо в состоянии суеты и стресса, во время которого мозг находится под действием бета-ритма.
Почему именно альфа-ритм является ведущим ритмом медитации, к которому подстраиваются остальные ритмы мозга при когеренции? По-видимому, потому, что в его основе лежит состояние оптимальной активности бодрствующего сознания. Подчеркнём — в меру активного: излишняя активность суетливого бета-состояния бесполезна для вхождения в медитативный транс. Правда, исследователи отмечают, что в некоторых видах медитации бета-ритм всё же возникает, как сопутствующие волны. Чтобы сознание пришло в оптимальное медитативное состояние, то есть было активным и пассивным, бодрствующим и спокойным, ясным и спонтанным нужно, прежде всего, чтобы альфа-ритм соединился с тета-ритмом, а внутренняя активность объединилась с релаксацией и самоуглублением.
Наиболее полное состояние когеренции возникает именно в те моменты, когда возбуждение мозга максимально снижается. Автор книг по медитации Андрей Ардха со ссылкой на американских нейрофизиологов указывает, что в этот момент в деятельности мозга возникают «вспышки абсолютно упорядоченной активности всех центров мозга» и запускается процесс самопроизвольной самоорганизации. Впрочем, говоря о самопроизвольности, не следует думать, что эту самонастройку осуществляет человеческий ум или сам мозг. Не зря различные традиции, в своих религиозных терминах описывающие подобное состояние, говорят о том, что его запускают сверху Божественные Силы — Дух Святой, Учитель, Луч Высшего Я, Изначальный Свет, Голос Безмолвия. Спонтанность сознания, о которой писал известный российский исследователь изменённых состояний сознания В. В. Налимов, вовсе не означает его замкнутость на себе. Спонтанное сознание максимально открыто по отношению к Целому, Космосу, Божественному Сознанию. И если индивидуальное сознание сумеет остановить собственные волны настолько, что утратит замкнутость на самоё себя, то именно Божественное Сознание запустит в нём процессы, приводящие к состоянию естественности, спонтанности и гармонии.
В последние годы появились приборы так называемой обратной биологической связи, которые позволяют человеку лучше управлять своими мозговыми ритмами. Эти приборы позволяют человеку либо непосредственно наблюдать свою электроэнцефалограмму, на которой видны графики своих ритмов, либо воспринимать звуковой сигнал, соответствующий уровню альфа-ритма. Действие приборов основано на возможности человека после специальной тренировки сознательно вызывать данный сигнал через технически выстроенную систему обратной связи. Таким образом человек может увеличить долю своего альфа-ритма и добиться релаксации и успокоения. Если он тренирован в сосредоточении и медитации, то он, в отличие от обычного человека, способен сохранять выраженный альфа-ритм даже при экспериментальных попытках блокировать его с помощью раздражения болью, шумом и вибрацией.
О чём свидетельствует подобная способность человека? О том, что, управляя волнами хаотического ума и выравнивая их, можно сильнейшим образом воздействовать на состояние сознания, переводя его на значительно более высокий вибрационно-энергетический уровень. Одним из лучших приборов биологической обратной связи естественного происхождения, который непрерывно действует внутри нас, является дыхание. Уменьшая объём и амплитуду дыхания с помощью наблюдающего сознания, человек замедляет ментальные волны, делает их значительно более редкими и спокойными. Если на какое-то время остановить их совсем, то он сможет благодаря состоянию когеренции превратить мозг в «полевой компьютер», в единый воспринимающий орган, способный уловить более высокую Волну Безмолвия.
Главный секрет успешности человека в духовной работе заключается в умении согласовать свои ритмы друг с другом, а затем с высшим Ритмом, проявляющимся как вибрации сверхсознания. Согласуйте ритмы с Божественными Вибрациями — это даст вам огромный подъём энергии. Достичь подобного согласования иногда труднее, чем добиться согласования разных позиций на переговорах. Но без согласованности ритмов и волн не будет никакого безмолвия.
Практика
Успокойте волны
Внимательно понаблюдайте за потоком мыслей, слов, образов и чувств, протекающих в вашей голове. Попробуйте определить источник этого потока, задающий его активность. Обычно источник находится в сфере чувств и желаний. Если вы понаблюдаете за своими эмоциями и желаниями со стороны, они постепенно успокоятся. Это приводит к замедлению волн мысленного потока. Затем всмотритесь в игру ума. Попробуйте всмотреться в его изменчивую природу. Если вы установите со своим умом непрерывную связь, он постепенно начнет замедлять свои прыжки. Хорошо помогает наблюдение за дыханием и постепенное его замедление. Волны ума сделаются медленными, и амплитуда волновых колебаний уменьшится.
Увеличьте просветы между волнами
Продолжайте всматриваться в игру ума. Даже если амплитуда колебаний уменьшилась, ум продолжает свои движения. Когда ваш наблюдатель сделается более сильным, то он постепенно научится одним взглядом и лучом направленного внимания еще больше замедлять волны ума. Главное, делать это без волевого давления. Само по себе тонкое присутствие наблюдающего сознания замедляет движение волн и увеличивает длительность остановки ума. В это время в голове исчезают всякие мысли. Затем, через несколько секунд, они появляются вновь. Ваша задача — раздвинуть просветы между мысленными волнами, увеличить продолжительность ментальной паузы. Для этой цели можете подключить к своему сердечному вниманию дыхание, за которым вы будете наблюдать так же, как и за мыслями. Чем сознательнее, тоньше и медленнее дыхание, тем длиннее мысленные волны, а, следовательно, и просветы между ментальным волнением. Постарайтесь сделать эти ментальные паузы максимально длинными. Через эти просветы вы можете выйти в пространство безмолвия, соприкоснуться с миром высоких энергий, увидеть незримый свет, услышать тонкий звук. Всматривайтесь в тонкое свечение и вслушивайтесь в звучание тишины.